Новости такси, отзывы о такси, телефоны такси

Россия. Новый закон такси должен навести порядок на рынке таксомоторных перевозок

4 мая 2011

Президент Дмитрий Медведев подписал одобренный Госдумой и Советом федерации пакет поправок в федеральное законодательство, цель которых - выдавить с рынка таксомоторных перевозок нелегалов, сделать его цивилизованным. "Шашечный" мир тут же забурлил, небольшие фирмы впервые решились создать что-то вроде собственного профсоюза. Чего испугались частники, работающие на вполне законных основаниях и, казалось бы, давно мечтавшие о том, чтобы в московском такси "наконец-то навели порядок", разбиралась обозреватель "Недели" Наталья Давыдова.

В новом законе о такси, одобренном президентом, - поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и в несколько федеральных законов, включая закон "О безопасности движения". О грядущих штрафах, которыми КоАП станет бить по карману нелегалов, предупреждали давно. Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза, объединяющего крупных операторов "шашечного" рынка, давно уверял журналистов, что в новых законопроектах, инициированных, как известно, Москвой, фигурируют весьма серьезные штрафы - до 30 тысяч рублей. Ощутить их серьезность на собственной шкуре таксистам предстоит примерно через год.

Штрафуют всех

С 1 июня 2012 года водителей, не выдавших пассажиру кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, будут карать штрафом в тысячу рублей (10 тысяч - для должностных, 30 - для юридических лиц).

Такое же наказание грозит таксисту, если в салоне его машины не окажется положенной информации: о фирме, ее тарифах и пр. Трех тысяч (10 и 50 тысяч соответственно) можно лишиться за отсутствие цветографической схемы легкового такси (проще говоря, шашечной раскраски) и опознавательного фонаря на крыше.

- Если наказание, допустим, водителя - тысяча, должностного лица - 10, а юрлица - 30 тысяч рублей, то значит ли это, что штраф берется в совокупности? - недоумевает один из руководителей диспетчерской такси "Служба 918". - Если так, то за отсутствие какой-нибудь информационной таблички можно лишиться 41 тысячи, что для малого бизнеса очень большая сумма. Если меру наказания предстоит определять проверяющему, то это тоже не здорово. Когда от контролера зависит, сколько брать, то можно предположить, как именно это будет решаться.

В то же время нелегалу, не имеющему разрешения, по новому КоАПу грозит штраф всего-то в пять тысяч.

- Что это за наказание, скажем, для "бомбилы" в аэропорту, который не берет меньше 3-4 тысяч с клиента? В итоге получается, что нелегалы рискуют пятью тысячами, и то если их поймают. А законопослушным придется расплачиваться, - рассуждает собеседник "Недели". - В одном случае со штрафами явно перегнули, в другом - недогнули.

Пока не включили счетчик

Не дожидаясь, пока начнутся новые проблемы, легальные перевозчики решили заранее организовать самооборону.

- Пока что зарегистрировано некоммерческое партнерство "Транспортный союз", в ближайшем будущем собираемся получить статус саморегулируемой организации, - говорит один из руководителей нового "профсоюза таксистов" Максим Струков.- Объединились уже больше 30 компаний, еще 140 на подходе. Тоже вступят, если увидят, что новая организация делает что-то реальное и защищает их права. Например, поможет скорректировать новые законодательные поправки, если они не отвечают их интересам.

Взять хотя бы положение о счетчиках-таксометрах, которыми обяжут оборудовать все такси с 1 сентября 2011 года. Никто не против таксометра. Но прогресс не стоит на месте, сегодня существует масса электронных устройств и программ, способных выполнять функции "электронного таксометра". Делать это можно на сервере компаний. У такого рода систем немало преимуществ: в них прекрасно "встраиваются" полезные пассажирам, да и государству программы - от тревожных кнопок и вызова милиции до программ контроля загруженности дорог.

- Таксометр не должен быть традиционным, подключаемым к системам автомобиля, - убежден Максим Струков. - Мы будем настаивать, чтобы понятие "счетчик-таксометр" как минимум было уточнено в нормативных документах.

20 тысяч таксомоторов для Москвы - мало

Проблема не только со счетчиками. По новому законодательству автомобиль должен находиться либо в собственности участника таксомоторных перевозок, либо в лизинге, в то время как в Москве большинство компаний работают на условиях аренды.

С 1 сентября 2011 года юрлица и индивидуальные предприниматели должны будут обеспечивать предрейсовый медконтроль водителей - требование в нынешних условиях заведомо невыполнимое. Даже для крупных фирм. А как можно организовать такой контроль "индивидуалу", если у него нет строгих смен и такого понятия, как выход на линию?

А выдача разрешений, за отсутствие которых через год начнут штрафовать, означает, что на рынок такси вернется лицензирование. Хотя в 2005 году его упразднили, посчитав неэффективным.

- Выдача разрешений в прежнем виде - дело бессмысленное и, как любят у нас говорить, коррупционноемкое, - считает Струков. - Нужно стремиться к тому, чтобы выдачей допуска на рынок занимались сами участники этого рынка, объединенные в саморегулируемые организации. Так делается во многих европейских странах. Такие объединения могли бы не просто выдавать разрешения, но и проводить реальную аттестацию водителей, обучать их, тем более что на таксистов сегодня нигде не учат. И даже взять на себя социальную нагрузку, скажем, заняться переподготовкой кадров - например, отставных военных, которым надо как-то содержать свои семьи.

На горизонте маячит еще и квотирование. Количество разрешений на извоз, которые будут выдаваться, определят к 2014 году. Сколько будет квот, пока неясно.

- Сейчас в Москве, по оценкам экспертов, работает девять тысяч легальных и около 40 тысяч нелегальных водителей. Они же не пустые ездят. Значит, каждый нашел свою нишу. Допустим, с 1 января 2014 года останется 20 тысяч такси, как записано в проекте программы мэрии, - вдвое меньше, чем сегодня. Это же будет коллапс и беспредел, - не согласен "профсоюзник" Струков. - Можно не сомневаться, тарифы сразу же резко поползут вверх. И что будет с оставшимися вне закона? Это не только водители, но и 30 тысяч их семей.

Сергей Собянин, судя по всему, уже услышал доводы профессионалов - на последнем заседании городского правительства мэр сказал, что 20 тысяч таксомоторов для Москвы мало, цифру надо увеличить.

"Мы облизываем каждого клиента"

Однако многие надеются, что общими силами рынок удастся привести в чувство с пользой для всех, кто привык соблюдать правила.

- Сейчас у нас большой дефицит водителей. Желающих работать много, но как только человек слышит, что он должен зарегистрироваться как частный предприниматель, и узнает про все прочие требования, он тут же разворачивается и уходит: "В другом месте меня и так возьмут. Обещали только рацию в салон кинуть, и все - иди, работай". Скоро пойти им будем некуда, - полон энтузиазма Владимир, директор легальной столичной фирмы заказа такси. Его малое предприятие, как и многие в Москве, не имея собственного автопарка и штата водителей, заключает договоры с легальными частниками или мелкими фирмами по извозу. А те отчисляют фирме процент с каждого заказа - за рекламу, диспетчерскую связь, помощь "индивидуалам", когда приходит время заполнять бумаги в налоговую, и прочие услуги.

Цены в его фирме не поднимались с 2007 года. Но все равно они выше, чем у конкурентов, работающих полулегально. В интернете можно найти кучу предложений "Довезем до "Шереметьево" за 600 рублей", хотя все понимают, что по "белой" схеме работать за такие деньги невозможно. Так что главные соперники "легитимных шашечек" - вовсе не "шахид-такси", караулящие клиентов у станций метро, а "серые" фирмочки, которые не сразу отличишь от легальных.

На "белом" поле бьются за клиента совсем по другим правилам. Вот, например, 300 авто одной из столичных фирм каждый день, без исключения, после смены отправляются на мойку. Для водителя это неудобно, но, оказывается, даже в "немытой России" чистота транспортного средства тоже имеет значение.

- Мы облизываем каждого клиента, - рассказывает Владимир. - Скажем, человек заказал машину для некурящих, но нам такую прислать не удалось, и приехал автомобиль, где недавно курили. Пассажир почувствовал запах дыма, остался недоволен, пожаловался на обслуживание. Так мы ему - раз, и бросили 200 рублей на счет. Стараемся не спорить, чтобы не тратить деньги на рекламу. Это тоже реклама - не вступать в споры с клиентом. Был случай, когда водитель ошибся, подал машину не вовремя, и пассажир опоздал в аэропорт. Мы ему вернули 12 тысяч рублей - оплатили стоимость билета и гостиницы.

Диспетчерам, говорящим по-английски, в этой фирме доплачивают по две тысячи в месяц - совсем как в добрые старые времена доплачивали советской интеллигенции "за знание иностранного языка". У 70% автомобилей есть детские кресла. Можно вызвать автомобиль, оборудованный терминалом для оплаты пластиковой картой, - их предпочитают заказывать иностранцы, не привыкшие расплачиваться наличными. Клиент едва добрался до пункта назначения, как уже получает SMS с указанием стоимости заказа - чтобы не мучили подозрения, что водитель его обманул.

Конечно, сервис "на уровне" стоит денег и времени - на телефонные счета, на людей, которые занимаются разбором жалоб и контролем за водителями... Собственно, из всего этого и складываются нормальные тарифы тех, кто работает "в белую". А "в черную" зарабатывают свои быстрые деньги без лишних обязательств и ответственности.

- Создание нашего "профсоюза" резко активизировалось после того, как люди узнали о поправках в законодательство и больших переменах. Кто должен задавать властям вопросы? Профсоюз. Бизнесу надо защищаться, для этого - организоваться. Не хочется проснуться однажды утром и понять, что мы не нужны на этом рынке, - резюмирует Владимир.

Единый тариф: за и против

Стоимость легального такси в Москве вполне сопоставима с его стоимостью в Париже или Берлине, где дешевле одного евро десяти центов за километр тарифов нет. В Москве за последние 2,5 года тарифы легальных перевозчиков для машин эконом-класса практически не менялись. Это 20-22 рубля за километр (временной тариф - 8-10 рублей за минуту). Трансфер в аэропорт - 950-1250 рублей. Эти цены сложились рыночно, никто их не регулировал. Хотя многие эксперты настаивают на том, что единый тариф на такси - мера для исправления ситуации на рынке полезная и необходимая.

- Каждый житель Сан-Франциско знает, какой у них в городе тариф такси - ночной, дневной, воскресный, - говорит руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - И это не мешает расцвету абсолютно либерального рынка. Хотя это частный бизнес, ничего муниципального.

При единых тарифах, считает эксперт, можно ожидать повышения качества обслуживания, так как конкуренция среди перевозчиков сместится в область улучшения сервиса. Упростится и борьба с демпингующими "серыми" перевозчиками и "бомбилами" при аэропортах, гостиницах, торговых и выставочных центрах, в разы завышающими цены.

- Как только исполнительная власть введет регулируемые тарифы, сразу возникнет вопрос о компенсациях выпадающих расходов, - предостерегает от непродуманных решений исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Любая компания придет и докажет, что ее расходы выше, чем установленный тариф. И тогда государство обязано компенсировать разницу, как это происходит с РЖД. Которая устанавливает низкие тарифы для перевозки пассажиров, но получает миллиарды рублей ежегодных дотаций из федерального бюджета. Низкие тарифы муниципальным транспортным компаниям компенсируют из городских бюджетов.

Взяв на себя регулирование тарифов легкового такси, власти будут вынуждены реагировать на уровень инфляции, повышение цен на топливо и т.д., как это обычно происходит в случае с общественным транспортом.

С точки зрения участников рынка, это неплохо, поскольку тарифы будут расти. Но при директивном повышении можно не угадать их правильный уровень. А от неправильно выбранных тарифов в большей степени может пострадать самый социально ориентированный сегмент эконом-класса.

История таксующей Москвы

По мнению исследователей, история московского такси начинается с 1899 года, непосредственно с заседания думской комиссии, на которой были установлены первые тарифы на услуги перевозки извозчиками. Именно на этом заседании правительство Москвы заинтересовалось таксометрами, изобретателем которых был инженер А.Г. Кацкий. Эти приборы позволяли рассчитать расходы на поездку, что стало пусковым моментом для развития такси.

В 1907 году в газете "Голос Москвы" было напечатано объявление о появлении первого извозчика на автомобиле. Москвичи с удивлением читали надпись на небольшом олдсмобиле, который был редкостью, надпись: "Извозчик. Такса по соглашению".

Последующие десять лет, вплоть до революции, развитие такси было бурным. Появилось множество предложений: и дешевое такси, и недорогое такси для зажиточных граждан. Но с приходом Советской власти такси было приравнено к привилегиям буржуазной жизни. Только в 1924 году Моссовет принял решение об открытии таксомоторного парка на 200 машин марок "Фиат" и "Рено", чтобы разрешить "проблему перевозки приезжих". Первые официальные советские такси в количестве 16 штук вышли на улицы столицы 21 июня 1925 года. Стоимость проезда составляла 50 копеек за версту, за час поездки - 4,50 рубля. В ночное время - на 25% дороже. Первый таксомоторный парк располагался в Орликовском переулке. Очевидно, что такси находилось в ведении государства. Частного такси в Москве не существовало даже во время нэпа, пик которого пришелся на 1925 год.

Государственная монополия негативно сказывалась как на стоимости такси, так и на сервисе. Заказ такси долгое время для москвичей был просто недоступен.

В 1928 году по инициативе Моссовета была открыта первая заправка. Появилась возможность заправляться даже во время перевозки пассажиров. Это нововведение значительно улучшило сервис такси, Москва начала чаще пользоваться услугами таксомоторной службы.

В связи с массовым выпуском автомобилей ГАЗ-А (1934 год) парк такси увеличился в шесть раз всего за четыре года. А в 1936 году с выпуском "эмок" дешевое такси становится настоящим общественным транспортом. В 1938 году стал возможен заказ такси по популярным направлениям на машинах ЗИС-101 - такси на вокзалы, а также такси в аэропорт, в том числе стал возможен вызов такси на основных магистралях, обслуживающих наибольшие пассажиропотоки.

В послевоенное время лидером в таксомоторных автомобилях стал Горьковский автомобильный завод со своей легендарной "Победой" ГАЗ-М20. С 1948 года на "Победах" появилась привычная в наше время черная шахматка, а также световой индикатор - зеленый огонек, который обозначал, что "такси свободно".

В 1957 году на вызов такси в Москве стали выезжать новенькие "Волги" двадцать первой модели, которые используются до сегодняшнего дня.

В последние годы советской власти в Москве был 21 государственный таксомоторный парк, последний из них был построен в 1979 году, перед московской Олимпиадой. Парк машин составлял тогда примерно 18 тысяч автомобилей.

 

 

Источник: week.izvestia.ru

Категория:  Россия

 

Хотите получать интересные новости такси по почте? Зарегистрируйтесь!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Если вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти регистрацию.

 

Последние новости такси

Новая Зеландия. Uber списал с находившегося в Окленде клиента 47 долларов за поездку по Москве

Россия. В Краснодаре таксист украл кота стоимостью 20 тыс. рублей

Киргизия. Введение штрафов для таксующих на праворульных авто отложат до 2018 года?

Россия. Что вместо такси: плюсы и минусы каршеринга

Россия. Владивостокские таксисты установили «снежные» тарифы

 

Все новости такси



Подпишись на новости мира такси!
Rambler's Top100