Новости такси, отзывы о такси, телефоны такси

Россия. Надо ли Москве избавляться от «бомбил»?

6 марта 2011

На девять тысяч легальных таксистов в Москве - 40 тысяч нелегалов. Почему так много? Нужны ли они городу? И надо ли с ними бороться? Я попытался понять, как устроен этот нелегальный рынок.

«ВАЛИ ОТСЮДА»

Проще всего оказалось найти шашечки. Я их купил на авторынке у МКАД за 700 рублей. Такая себе пластмассовая коробка. Внутри - лампочки, снизу - магниты. Поставишь на крышу, и держится как влитая. Сажусь в редакционный «Мицубиси», еду к станции метро «Речной вокзал».

Если честно, я думал, что уже по дороге счастливые пешеходы будут махать мне руками и просить подвезти. Ну как же - свободное такси! Но они почему-то не махали.

Подъезжаю. Н-да… Встать негде. Парковка забита, машины стоят даже под знаком «Остановка запрещена». Останавливаюсь чуть в стороне, включив аварийку. Набравшись наглости, подхожу к двум дядькам, курящим в машине с шашечками.

- Мужики, разговор есть…

Рассказываю легенду: есть машина, права и шашечки. Хочу заработать.

- Зарабатывай. Только не здесь, самим клиентов не хватает, - нахмурился средних лет водила, отложив сканворд. И расщедрился на совет:

- Шашечки сними.

- Зачем?

- Затем. Гаишников видишь? - Мужик кивнул в сторону двух инспекторов, пьющих у киоска кофе. - Сейчас остановят тебя и спросят, с какой ты фирмы.

- Так ведь шашечки любой может поставить!

- Вот им и расскажешь.

Водила объяснил: гаишники «любят» «бомбил» - у них всегда есть наличка. А к чему прицепиться - найдут.

- Но вы-то с шашечками!

- Мы тут свои, да и пассажир на шашечки идет. А в городе их снимаем.

Тут я обратил внимание: шашечки на машинах «бомбил» стоят не так, как у меня. Я воткнул их посреди крыши, а мужики - сбоку, над головой. Руку протянул и снял...

Ладно, не повезло на севере столицы - повезет на юге. Еду по Варшавке, сворачиваю к торговому центру «Каспий». Встаю рядом с автобусной остановкой. Через пару минут подходит кавказец:

- Ты кто?

- А в чем дело?

- Вали отсюда. Пять минут тебе. А то без колес останешься.

Джигит выглядел решительно, и я отъехал метров на 200. Вернулся пешком.

- Здесь кавказцы работают, тебя не пустят, - усмехнулся водитель маршрутки, которому я рассказал о проблеме. - Они друг с другом-то, бывает, дерутся. По осени вообще одного убили.

В УВД Южного округа мне подтвердили: было дело. В ноябре прошлого года в Северном Чертанове один «бомбила» застрелил другого из газового пистолета «Макарыч», переделанного под боевые патроны.

- Два азербайджанца клиента не поделили. И один другому прямо в лицо палить начал - пока ствол не заклинило…

От греха подальше я поехал к Курскому вокзалу.

РАБОТАЙ «ПЫЛЕСОСОМ»

«Бомбил» на привокзальной площади у Курского я не нашел.

- Собянин велел разогнать, - усмехнулся милиционер, дежурящий на входе в рамку. - Ищи у «Атриума».

И верно: у торгового центра «Атриум», прямо на Садовом, под знаком «Стоянка запрещена» обосновались «бомбилы». Заранее сняв шашечки, я тихонько припарковался и заговорил с одним «насчет работы».

- Не, «прописаться» на точку сейчас нереально, - сразу обломил меня парень, представившийся Олегом. - Видишь, сколько нас. Клиентов на всех не хватает. Работай «пылесосом».

- Это как?

- Да просто по улице езди и жди, пока затормозят.

- Ага, это ж сколько нужно бензина сжечь, пока тебе рукой махнут!

- Зато никому не платишь.

Олег пояснил, что за право работать на точке - у вокзала, метро, аэропорта, торгового центра - нужно платить бригадиру. Тот, в свою очередь, «решает» с милицией или бандитами. Иногда платит и тем, и другим. Плюс: ждать клиента можно комфортно, на месте, не тратясь на топливо и не убивая машину, утюжа Москву. Зимой, правда, бензин все равно жечь приходится - чтобы согреться, приходится включать печку. Минус: очереди.

- «Бомбил» больше, чем нужно, - вздыхает Олег. - На точке дольше стоишь, чем ездишь. Отсюда и цены - простой нужно компенсировать.

«Бомбила» рассказал, что раньше работал на Казанском вокзале. Клиентов ему приводили прямо в машину. На перроне, оказывается, пассажиров встречали зазывалы, которые сразу - для людей несведущих - заламывали нереальную цену. Скажем, до «Шереметьево» - три тысячи. Он вез. Но тысячу нужно было потом отдать зазывале.

- «Пылесосы» потому и берут меньше, что им ни с кем делиться не надо, - пояснил Олег.

А еще он посоветовал мне сменить авто. По московским ямам и пробкам лучше «пылесосить» на какой-нибудь «девятке», не тратясь на ремонт и автомойку. Хорошая машина больше годится для точки, но там место только для своих.

«БОМБИЛЫ» НАВСЕГДА?

Задумчивый, я ехал по Садовому. Опа! Девушка рукой махнула.

- Каланчевская улица! За 150 довезете?

- Садитесь.

Странно, стоило снять шашечки, и люди потянулись...

Я рассказал об этом пассажирке.

- А на такси дорого. Меньше 400 не возьмут. Не, я только на частнике.

Что же получается? «Бомбилы» - навсегда? К тому же у них - по крайней мере у «пылесосов» - цены ниже, чем у таксистов. Так может, с ними и бороться не надо? Тоже не вариант. Налогов не платят, Москвы многие не знают, машины разваливаются. Некоторые даже клиентов грабят.Буквально на днях повязали гражданина Армении, который «угощал» своих клиентов пивом с сильнейшим нейролептиком. Люди отрубались, а бандит забирал все ценное.

- Нужно возвращать лицензирование, - уверен председатель московского городского комитета профсоюза столичных таксистов Игорь Мартемьянов. - В 2005-м лицензирование такси отменили, чтобы поддержать мелкий бизнес, и мы получили хаос.

По словам Мартемьянова, лицензирование поможет решить сразу несколько проблем. Первая - качество услуг. Получив лицензию, таксист будет должен иметь машину определенного класса, дважды в год проходить техосмотр и вообще соответствовать всем лицензионным требованиям. Вторая проблема - занятость. Сейчас на рынке - по крайней мере на «хлебных» местах - явный переизбыток «бомбил». Если же, как на Западе, ввести квоту на такси (а власти предлагают сократить их количество вдвое - до 25 тысяч машин на Москву. - Ред.), то все таксисты будут гарантированно заняты. Третья проблема - уплата налогов. Рынок такси-перевозок в столице оценивается в 40 миллиардов рублей в год, а сумма неуплачиваемых налогов - в 1,8 миллиарда.

Хорошо, но как же заставить таксистов стать легальными?

- Экономически. Нелегальный извоз должен стать невыгодным, - считает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Ведь сейчас в Административном кодексе не предусмотрено никакого наказания за нарушение правил таксомоторных перевозок. Иными словами - как хочешь, так вози.

Привлечь нелегала за незаконное предпринимательство, добавлю, тоже проблематично. Как рассказали «КП» в Московской коллегии адвокатов, доказать, что «бомбила» нарушает 171 статью УК, практически нереально. Ведь на получении от пассажира денег его нужно поймать несколько раз. Кто этим будет заниматься? Даже если незаконное предпринимательство докажут, самое страшное наказание - арест от 4 до 6 месяцев. Но скорее всего, его просто оштрафуют. Юрий Свешников считает, что куда проще наказывать «бомбил» не уголовно, а административно. Один раз поймали на извозе - штраф 30 тысяч. Еще раз - опять 30 тысяч. Тогда нелегал либо бросит свой бизнес, либо станет легальным таксистом. В Белоруссии, кстати, эта мера помогла. Там за нелегальный извоз серьезно штрафуют, а если попадешься еще раз - отбирают машину. И теперь «бомбил» в Белоруссии нет.

- Мы совместно с правительством Москвы предлагаем внести изменения в российский КоАП и уже обратились в Госдуму, - пояснил Свешников.

Впрочем, надо понимать: пока именно «бомбилы» мешают легальным перевозчикам задирать цены сверх меры. Уже сейчас официальные, «аккредитованные» при столичных аэропортах такси просят за поездку до города до пяти тысяч рублей! И хочется верить, что, избавив город от «бомбил», мэрия и антимонопольная служба будут следить и за тарифами.

ЦИФРА

3 тысячи рублей в месяц - такова минимальная плата за право стоянки нелегала на хлебном месте. Больше всего - свыше 10 тысяч - «бомбилы» платят бригадирам за право работы возле
аэропортов.

КСТАТИ

Как показал опрос «КП», столичные «бомбилы» очень неоднородны. «Элиту» составляют бывшие таксисты, хорошо знающие город и работающие на «точках». Многие из них имеют постоянных клиентов, которые звонят им и вызывают в нужное место. Вторая крупная категория - жители ближайших регионов. Многие ездят «бомбить» каждый день - например, из Тульской области. Часто работают «пылесосами». Третья категория - кавказцы. Большинство плохо знают город, зато благодаря сплоченности крепко держат «точки». Есть среди «бомбил» и много обычных москвичей, желающих подработать. Почти все они просто утюжат улицы в поисках клиента.

КОММЕНТАРИЙ ВЛАСТЕЙ

Призываем легализоваться

- Нелегальных перевозчиков будут вытеснять с вокзалов, аэропортов и от станций метро, - заявили «Комсомолке» в столичной мэрии. - Такая задача поставлена и перед ГУВД, и перед Департаментом транспорта. На восьми вокзалах Москвы, например, уже появились специальные дорожные знаки, определяющие места стоянки для легальных такси. И милиция обязана следить, чтобы их не заняли нелегалы. В зоне посадки и высадки пассажиров нанесена специальная разметка. Вскоре на каждом вокзале появятся диспетчерские службы такси. А по громкоговорящей связи будут звучать объявления, как их найти. Всего в городе появится около 600 стоянок для легальных таксистов - в основном у станций метро и торговых центров. Что касается нелегалов, то представители властей города в ближайшее время готовы встретиться с их представителями и обсудить сложившуюся ситуацию. Часть нелегальных таксистов получит возможность выйти из тени, а значит, и определенные преференции. Например, пользоваться стоянками, которые будут созданы, или ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. В любом случае Сергей Собянин поставил задачу, в течение трех лет радикально изменить в Москве ситуацию с такси.

ВОПРОС ДНЯ

Столичные власти собрались бороться с нелегальными такси.

Мы спросили: Что Москве делать с «бомбилами»?

Борис ГРАЧЕВСКИЙ, художественный руководитель «Ералаша»:

- Нужно увеличить количество такси на улицах. Чтобы, как в Нью-Йорке, на каждом повороте стояло желтое такси. Тогда проблема «бомбил» отпадет сама собой.

Каромат ШАРИПОВ, лидер движения «Трудовые мигранты Таджикистана»:

- В Москве около 40 тысяч наших граждан занимаются этим. Но мы считаем, что они помогают москвичам и своим землякам: когда нужна машина - в аэропорт отвезти, с вокзала встретить, - таджики звонят таким водителям. И зачем что-то с ними делать?

Вадим ДРОБИЗ, гендиректор Центра исследований рынков алкоголя:

-  Мне они не мешают, а даже наоборот: помогают добраться, да и берут значительно дешевле. Кроме того, они вполне органично вписываются в действующую у нас модель капитализма.

Юлия ШАРАПОВА, эксперт Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль»:

- Несколько раз пользовалась услугами «бомбил» и очень жалела, что не надела памперс. Но ограничить количество и права частников законодательно - очень сложно. Было бы правильнее создать единую службу такси, которая бы перенаправляла звонок по районам, чтобы народ не ждал машин дольше получаса. Тогда и услуги «бомбил» не пользовались бы спросом.

Сергей СТИЛЛАВИН, теле- и радиоведущий:

- Ничего! «Бомбилы» - это здоровая альтернатива мафии таксистов в аэропортах и на вокзалах.

Дмитрий ПЕРЦЕВ, руководитель пресс-службы ОАО «РЖД»:

- Выходом может стать разветвленная сеть пунктов для заказа такси. Например, как это сделано на вокзалах. Там есть специальные стойки, указаны четкие цены. Удобно и безопасно.

Сергей ДОРОФЕЕВ, гендиректор Национальной ассоциации экспертных компаний на автотранспорте:

- Основная масса - организованные таксисты-нелегалы, которые работают даже не на своих машинах. Как только станет известно, что милиция собирается их всерьез ловить, они растворятся сами.

Вовка-медик, читатель сайта KP.RU:

- Я и сам иногда бомблю, и не надо со мной, пожалуйста, ничего делать. Я студент, жена, ребенок маленький... Таких, как я, у нас на курсе - половина.

ЧЕРНАВИН, слушатель радио «КП» (97,2 FM):

- Откровенно не понимаю тех, кто оправдывает существование «бомбил» низкими ценами. А вы случаем не забыли, что они мимо государственной кассы, налоговой работают? Из которой, между прочим, наши бабушки пенсии получают!

 

 

Источник: kp.ru

Категория:  Россия

 

Хотите получать интересные новости такси по почте? Зарегистрируйтесь!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Если вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти регистрацию.

 

Последние новости такси

Новая Зеландия. Uber списал с находившегося в Окленде клиента 47 долларов за поездку по Москве

Россия. В Краснодаре таксист украл кота стоимостью 20 тыс. рублей

Киргизия. Введение штрафов для таксующих на праворульных авто отложат до 2018 года?

Россия. Что вместо такси: плюсы и минусы каршеринга

Россия. Владивостокские таксисты установили «снежные» тарифы

 

Все новости такси



Подпишись на новости мира такси!
Rambler's Top100